После установки, прошедшей быстро и безболезненно, на экране КПК появляется иконка для быстрого запуска программы. Удобно.
....Никаких проблем и с поиском баз данных: mCU использует те же данные, что и ее старшая сестра. Просто скачиваем с сайта производителя что нужно или копируем в рабочую папку уже скачанное. SeeYou mobile - единственная программа из нашей троицы, в которой заработало все и сразу. Короче говоря, mCU - самая беспроблемная программа с мощной поддержкой производителя. Кроме того, это, опять же, единственная программа со встроенной русификацией. Навбоксы, правда, останутся на английском, но все меню вы увидите на родном языке. Это уже дорогого стоит. А чем нас порадуют еще?
....Команда разработчиков щедрой рукой выложила на сайт PC-эмулятор mCU, который, в отличие от рабочей версии программы, не требует регистрации и, следовательно, не ограничен во времени использования. Прекрасная возможность исследовать всю программу вдоль и поперек в теплых тапочках, прежде чем рискнуть установить на КПК и попробовать в воздухе 14-дневный триал. Как показала практика, это действительно щедро, без дураков!
....За что мы платим еще? В SeeYou mobile настраивается буквально все: цвета, шрифты, звуки, количество, размер и расположение навбоксов, расположение буквально всех элементов интерфейса. Здесь даже иконку планера можно передвинуть! Этакий конструктор "собери себе интерфейс по вкусу". Так как в mCU есть поддержка профилей, ею могут пользоваться несколько человек, загружая любовно настроенный под себя интерфейс буквально несколькими кликами. Или, например, можно настроить интерфейс на эмуляторе, а потом скопировать его на КПК. В общем, поддержка профилей - это правильно.
....Поначалу интерфейс у меня жутко тормозил. При изменении масштаба программа висела от трех до пяти секунд. При переключении на следующий экран - от 10 до 15 секунд. Вы только представьте себе на минуту, что означает "программа зависла на 15 секунд" в кокпите реального планера! Ужас!
....Но я быстро сообразил, что дело в непомерно пухлых базах данных. Те десятки мегабайт, которые легко переваривались настольным компьютером, у маленького КПК вызвали изжогу. К счастью, разработчики позаботились и об этом: с сайта можно скачать маленькую тулзу Mobile Wizard, которая умеет "выгрызать" из больших баз данных небольшие кусочки только тех районов, которые нам нужны.
....После этого интерфейс начинает работать нормально. Хотя все же заметно медленнее, чем в двух других программах.
Ладно, давайте-ка посмотрим теперь какова mCU в деле.
....Для этого не надо бежать за GPS-приемником и можно даже не подключать программу к Кондору или Silent Wings. В SeeYou mobile есть встроенный симулятор, который позволяет погонять иконку планера по карте. Правда, этот режим не поможет вам полностью изучить функциональность программы.
....Но, к счастью, есть и третий путь: проигрывание IGC-треков. В этом случае программа воспринимает GPS-данные, записанные в файле, как таковые же, полученные с приемника. Полная имитация полета! Только мы не отвлекаемся на управление, и можем полностью посвятить себя изучению программы. Идеальный вариант!
....Попутно замечу, что только в mCU можно проигрывать IGC с любого места. Хм, я не слишком часто повторяю "только в mCU"?
....Ладно, поехали, то есть полетели, дальше. Сначала выбираем на чем мы летим, то есть поляру нашего планера из более чем 130 известных поляр. Если же вы летаете на такой экзотике, которой нет в этом внушительном списке, отчаиваться не стоит. Можно либо воспользоваться одной из семи усредненных поляр для каждого класса, либо самим создать свою поляру по трем известным точкам.
....Но вот планер выбран, запускаем, наконец проигрывание трека и... И с ходу начинаются непонятки: а что это за цифры рядом с аэродромами? Удаление? Не похоже. Превышение? Тем более не похоже. Мануал никакой ясности не внес, и только на форуме я нашел ответ на этот вопрос: это потребное аэродинамическое качество!
....Братья-славяне опять пошли своим собственным путем: во всех расчетах они опираются на аэродинамическое качество. Даже долетный калькулятор работает не в привычном превышении над финишем в метрах, а в градусах глиссады. Что ж, словакам не откажешь в логике: "цена" превышения сильно зависит от удаления, а угол наклона глиссады - штука постоянная.
....Зато я не вижу никакой логики в том, что угол глиссады отображается только для МС=0, а для текущего МС превышение выводится в метрах. Уж сделали бы тогда два угла глиссады, что ли...
....С долетным компьютером связан еще один казус: кроме привычной красной точки, обозначающей место пересечения глиссады с планетой, зачастую присутствуют еще две: желтая и зеленая. Желтая обозначает точку, из которой мы МОГЛИ БЫ долететь до финиша при МС=0, если бы сейчас находились в ней. Зеленая - точка, откуда мы МОГЛИ БЫ долететь при текущем МС.
....Вот скажите мне, зачем мне знать о том, откуда я МОГ БЫ долететь? Ведь пока я туда долечу, десять раз изменится и высота, и, возможно, условия полета. И зачем мне тогда эти условно-сослагательные точки? В качестве морковки перед носом?
....Коль уж речь зашла о долетах, не грех вспомнить, что большую роль в них играет ветер. Скажу о нем два слова. Как мне показалось (специально тестов я не проводил, просто обратил внимание), что mCU определяет ветер несколько дольше конкурентов, зато точнее. И, опять же, только здесь ветер определяется (или устанавливается) по высотам. Вот только учитывается ли это при расчете финального долета, я так и не понял.
....Ну да ладно, до долета еще надо, извините за каламбур, долететь. А сейчас наш планер встает в первую спираль. И на экране тут же возникает Thermal Assistant.
И мне он категорически не нравится. Все, на что он способен - это показать изменение скороподъемности за один виток, а также стрелку, указывающую на ее максимальный градиент. Типа, чтобы сцентрироваться надо двигаться по стрелке.
....Я сомневаюсь, что опытные планеристы станут смотреть на эти "веселые картинки". У них "жопомер" есть. А у нас, кондорпилотов, скомпенсированный вариометр с аудиосигнализацией. Во-вторых, этот разноцветный круг ничем не поможет вам найти поток если вы, паче чаяния, из него вывалитесь. Так что этот ассистент может пригодиться разве что зеленому новичку, у которого нет еще ни натренированного "жопомера", ни скомпенсированного варио. И который вообще с трудом понимает, как отцентрировать поток.
....В общем, Thermal Assistant, по моему личному мнению, очень красивая и совершенно бесполезная, для сколь-либо опытного пилота, штука. Даже в мануале написано, цитирую: We will be happy if you never find the need to use the Thermal Assistant at all. В переводе: Мы будем счастливы, если он вам никогда не понадобится.
....Шутка, конечно, но в каждой шутке есть доля шутки. С таким подходом странно, что этот Thermal Assistant вообще на свет появился.
....Кроме того, в этом режиме не выводятся навбоксы, и мы не получаем вообще никакой полезной информации. А могли бы.
....Хорошо хоть индикатор долета остается на экране, и можно определить, когда пора идти на долет, а то бы вообще труба.
....Как я уже упоминал, число МС можно выставить только вручную, автоматического определения по средней скороподъемности нет. Жаль. Я уже имел возможность убедиться "как обманчива природа". Крутишься в шестиметровом потоке, варио зашкаливает, а авераджер упорно долдонит:
- 2.4 у вас, сэр. Пока что 2.4.
....- Как, что, почему?
....- А вот извольте: центрировались, батенька, долго, только на втором витке более-менее ядро нашли, и то не идеально. А вот тут, извольте видеть, маху дали, вывалились, полвитка в минусах. Вот так-с...
А ведь ставил бы вручную - поставил бы МС=4!
....Правда, как мне кажется, МС по средней скороподъемности они все же вычисляют. Но не показывают. Я долго искал параметр "скорость для данного МС". Но не нашел. Нашел только загадочную "рекомендуемую скорость" (Speed to Fly). Что это такое и как вычисляется - сие тайна великая есть. Создается впечатление, что STF попытались приспособить для полета "дельфином", но, как признают сами разработчики, из-за необходимости усреднять скороподъемность за изрядные промежутки времени, точность и оперативность вычислений невысоки. Короче, эта штука будет работать, только если восходящие и нисходящие потоки будут шириной не менее километра (20 секунд полета на рабочих скоростях). Иначе вы успеете проскочить поток насквозь, а STF не изменится и на 5 км/ч. Так что для полета стилем "дельфин" эта штука бесполезна, а для термального полета - бессмысленна. Это очень отчетливо проявилось при тестировании.
....Кроме STF еще есть специальный индикатор, который показывает слишком быстро или слишком медленно мы летим в данный момент. Но пользоваться им, если КПК не подключен к интеллектуальному вариометру и не получает с него истинную воздушную скорость, определенно невозможно: STF постоянно "плывет", а истинная воздушная скорость, со скрежетом вычисляемая по каким-то неведомым алгоритмам из Vgps, вообще скачет на десяток км/ч вверх-вниз. В результате индикатор чуть ли не каждую секунду перекладывается от "полный вперед" до "полный назад". В Кондоре, очевидно, "борт" сообщает информацию о TAS, потому что индикатор, наконец начал вести себя прилично. Но, если вы пользуетесь только GPS-данными, уберите этот индикатор с экрана нафиг, толку с него, что с козла...
....Еще в mCU мне не нравится создание тасков. Сделано, скажем прямо, через задницу. Вместо того чтобы ткнуть на ППМ на экране и нажать кнопку "добавить" (к таску), приходится выходить в специальное меню, там вызывать список всех ППМ, сортировать его по алфавиту или удаленности от текущего местоположения, рыться в нем в поисках следующего ППМ, добавлять, сохранять задачу и возвращаться обратно в карту, потому что вы забыли как называется следующий ППМ, возвращаться обратно, опять искать его среди сотен других... Ужас! Короче, если вы летите не треугольный маршрут, мне вас искренне жаль. Слава богу, хоть можно сразу задать условия задачи, и все ППМ-ы будут добавляться с заданными параметрами (FAI или Cylinder, радиус и т.д.). Разумеется, потом можно отредактировать параметры каждого ППМ-а отдельно.
....Но созданием тасков беды с ними не ограничиваются. Здесь есть недуг понеприятнее. ....Понеприятнее хотя бы потому, что появляется не на земле, а в воздухе.
....Если по какой-либо причине у вас не отметилось прохождение какого-либо поворотного пункта, указать компьютеру, что мы летим к следующему, можно только одним способом: тем самым, творческим - лезем в меню и из сотен ППМ-ов выбираем нужный. Занятие для спортивного полета - лучше не придумаешь.
....Конечно, в mCU, как и в других, уважающих себя, навигаторах, тоже есть кнопки "перейти к предыдущему/следующему ППМ". Но если в других программах подразумевается "ППМ таска", то здесь - "просто ППМ". Ага, почувствовали разницу?
....Еще мне не нравится, что при вызове любого меню оно занимает весь экран. И вы "слепнете".
....Да, я ж не рассказал об экранах!
....Их пять:
первые два экрана - наши старые знакомые. Карта, навбоксы, индикатор долета, ветер и т.д. Для каждого из этих экранов все настраивается отдельно. Ну и запоминается в профиле, конечно. Удобно использовать первый для переходов, а второй для долета. Соответственно подбираются набор и расположение индикаторов и навбоксов. Каждый навбокс может содержать один из 43 параметров, доступных в меню настроек.
третий экран - информационный: время, текущие координаты, высота, эшелон полета, время восхода и заката в данной точке
четвертый - статистика полета: средняя скорость, средняя скороподъемность, пройденная дистанция и т.д.
пятый - также нам уже известный Thermal Assistant.
Первые четыре переключаются циклически при нажатии кнопок, пятый - выскакивает как чертик из табакерки, едва только скороподъемность превысит заданную в настройках.
....Еще mCU поддерживает новомодные FLARM-устройства. Название, насколько я понимаю, происходит от слов Flight aLARM. Эти устройства предназначены для предотвращения столкновений летательных аппаратов. Если два летательных аппарата, оснащенных подобной аппаратурой, окажутся неподалеку друг от друга, оба пилота получат предупреждение, с указанием вектора и удаления от "соседа".
Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что mCU действительно качественная программа с широчайшей функциональностью. Ну, конечно, кое-какие "шероховатости" есть... Но кто из нас без греха! И я бы даже сказал, что она стоит своих денег, если бы не... Впрочем, всему свое время.